Предлагаем Вам разместить рекламу на страницах портала stom.by
Размещение рекламы у нас - верный шаг на пути становления репутации Вашей компании.
подробнее...
Кстати, наш эвакуатор в Москве выручит в трудную минуту.
подробнее...
Натяжные потолки компании Labell
подробнее...
Цель нашей работы – оценить качество жизни студентов-медиков и клинических ординаторов.
Материал и методы
В исследовании приняли участие 148 человек. Средний возраст студентов-первокурсников 18,1+-0,8 лет, выпускников – 22,5+-1,6, клинических ординаторов 28,4+-3,0. Для оценки качества жизни использован опросник SF-36 (Short Form Health Survey), позволяющий представить интегральную характеристику физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека, основанную на его субъективном восприятии (5,9). Содержащиеся в опроснике 36 пунктов сгруппированы в 8 групп, по которым оценивается возможность человека выполнять свою профессиональную работу и повседневную физическую нагрузку, субъективная оценка настроения и общего состояния здоровья, эмоциональная способность общаться с другими людьми и др Оценка показателей варьирует от 0 до 100 баллов – более высокие значения являются критерием более высокого уровня качества жизни, свидетельствуют о преобладании позитивных утверждений, благоприятной оценке своего здоровья.
Результаты и обсуждение
Полученные данные свидетельствуют о существенных различиях в субъективной оценке качества жизни в исследуемых группах. Согласно принятой методике, показатели четырех шкал опросника – физическое функционирование, ролевое функционирование, интенсивность боли и состояние здоровья-характеризуют физический компонент здоровья. (табл.1).
Таблица 1
Шкалы физического компонента качества жизни студентов-медиков и клинических ординаторов БГМУ (баллы)
Уровень «физического функционирования», отражающий, насколько физическое состояние ограничивает в течение обычного дня выполнение физических нагрузок, т.е. характеризует диапазон посильной физической активности, довольно высок – от 88,26 у первокурсников до 93,09 у ординаторов ( статистически значимые различия, Р < 0,01 ). Значения по шкале «ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием» ниже, чем по шкале «физическое функционирование», при этом соотношение величин по группам опрошенных лиц такое же, как и по предыдущей шкале: особенно низок этот показатель, свидетельствующий о том, что повседневная деятельность значительно ограничена физическим состоянием, у первокурсников – на 23,3%.меньше, чем в группе выпускников и на 22%-чем у клинических ординаторов. Для студентов-первокурсников характерны и самые низкие значения субъективной оценки общего состояния своего здоровья-имеются статистически значимые различия величины показателя шкалы «состояние здоровья» между первокурсниками, выпускниками и клиническими ординаторами (P<0,001). Такая низкая самооценка первокурсниками состояния своего здоровья отражает, несомненно, объективную картину здоровья студентов-медиков. Как известно, студенты, особенно первокурсники, относятся к группе населения с повышенным уровнем риска заболеваний (3). Это обусловлено большой психо-эмоциональной нагрузкой, значительной умственной работой, необходимостью адаптации к новым условиям обучения, а у ряда студентов и к новым условиям проживания в общежитии. Поступив в ВУЗ, молодой человек оказывается в новых социальных и психофизиологических условиях. Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы, сопровождается, как правило, значительным напряжением компенсаторных приспособительных систем организма студентов. У студентов, вчерашних школьников, перестройка к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма, особенно в первые годы обучения (1).
По данным медицинского осмотра, проведенного в 2005 году в 33-й студенческой поликлинике г. Минска, среди студентов 1 курса БГМУ выявлено 74,2% больных, что выше по сравнению с предыдущим годом (67,8%). Причем, с впервые выявленной патологией 12,8% осмотренных. Лишь каждый четвертый студент-первокурсник (25,8%) относится к первой группе здоровья, ко второй – 61,4%, к третьей – 12,8%.
В таблице 2 представлены данные психологического компонента качества жизни. Шкала «жизненная активность» характеризует жизненную энергию в противовес усталости, «психическое здоровье» оценивает степень тревоги, депрессии, указывает на снижение эмоционального и поведенческого контроля. Значения шкалы «социальное функционирование» отражает степень ограничений в социальной жизни, «ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием» позволяет судить о влиянии эмоционального состояния на повседневную деятельность (5).
Таблица 2
Шкалы психологического компонента качества жизни студентов-медиков и клинических ординаторов БГМУ (баллы)
Значения по шкале «жизненная активность» довольно низки у всех респондентов. У первокурсников ощущение чувства усталости преобладает над энергичностью, в группе выпускников чувство усталости уменьшается и становится почти равным чувству энергичности (статистически значимые различия значений по этой шкале между первокурсниками и выпускниками, P<0,001). Лишь у респондентов-ординаторов отмечается преобладание энергичности над усталостью – величина показателя почти на треть выше, чем в группе студентов-первокурсников (статистически достоверные различия, P<0,001) и на 18% больше, чем у выпускников (P< 0,01).
У студентов как первокурсников, так и выпускников, низки показатели по шкале «ролевое эмоциональное функционирование». Это означает, что эмоциональное состояние мешает выполнению повседневной работы (отмечается уменьшение объема выполняемой работы, большие затраты времени на нее.). В группе клинических ординаторов значения по этой шкале самые высокие. Необходимо также обратить внимание на наличие депрессии, тревоги, снижение эмоционального контроля у студентов, особенно первокурсников, о чем свидетельствуют данные шкалы «психическое здоровье». В группе ординаторов значения данной шкалы самые высокие (показатель достоверно выше по сравнению со студентами, P<0,001). Отмечается лишь некоторое снижение социальной активности во всех трех группах – (значения колеблются от 64,24 до 76,19), что свидетельствует об интенсивной способности к общению с другими людьми.
Заключение.
Представленные данные свидетельствуют о том, что качество жизни студентов, особенно первокурсников, снижено. Студенты-особая социальная группа, наиболее подверженная воздействию таких факторов, как нервно-эмоциональное напряжение и социальная незащищенность. Напряженность выпускных экзаменов за среднюю школу, вступительные экзамены в ВУЗ, смена привычного образа жизни отрицательно отражаются на здоровье и качестве жизни первокурсников. Согласно методике оценки результатов анкетирования с использованием опросника SF-36, три шкалы – «общее состояние здоровья», «жизненная активность» и «психическое здоровье» – отражают «уровень благополучия». Как свидетельствуют полученные нами данные, особенно низки значения этих шкал у первокурсников. К окончанию ВУЗа «уровень благополучия» возрастает и стабилизируется к моменту начала работы (статистически значимые различия, Р < 0,001, между значениями этих шкал в группе студентов-первокурсников и клиническими ординаторами). У студентов, особенно первокурсников, снижен эмоциональный контроль, преобладает чувство усталости. Постоянное умственное и психо-эмоциональное напряжение, частые нарушения режима труда, отдыха и питания студенческой молодежи приводят к срыву процесса адаптации, развитию заболеваний, снижению качества жизни. Успешное решение задач по совершенствованию подготовки высококвалифицированных кадров тесно связано с укреплением здоровья, повышением работоспособности студенческой молодежи. Состояние здоровья и качество жизни студентов следует рассматривать как один из показателей качества подготовки специалистов, а проблему охраны и укрепления здоровья студенческой молодежи как приоритетную медико-социальную проблему.
Литература
1.Агаджанян Н.А., Пономарева В.В., Ермакова Н.В., Проблема здоровья студентов и перспектива развития. Мат. 1-й Всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов». – М., 1995.-C.5-9.
2. Аронов Д.М., Зайцев В.П. Методика оценки качества жизни больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями. // Кардиология. – 2002.-N 5.-C 92-95
3.. Асхабова Л.М., Махулова П.М. Медико-социальные аспекты характеристик здоровья студентов-медиков. Мат. 1-й Всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов».-М., 1995.-С.24-26.
4 Гурылева М.Э., Визель А.А., Хузиева Л.В. Оценка качества жизни больных с заболеваниями органов дыхания.// Проблемы туберкулеза.-2002.-N 5.-С..55-61.
5.Кильдебекова Р.Н., Ишметов Ю.Ш., Дмитриев А.В., Ишметов В.Ш. Качество жизни пациентов с терминальной стадией хронической почечной недостаточности, страдающих нефрогенной артериальной гипертензией, получающих гемодиализную терапию. // Российский кардиологический журнал.-2002.-N5 (37).-C.60-65.
6.Новик А.А., Матвеев С.А., Ионова Т.И. и соавт. Оценка качества жизни больного в медицине. // Клиническая медицина.-2000.-N 2.-C. 10-13.
7. Ольбинская Л.И., Игнатенко С.Б. Оценка ближайших и отдаленных результатов качества жизни больных с ишемической болезнью сердца при лечении нитровазодилятаторами. // Российский кардиологический журнал.-1999.-N4.-С. 69-72.
8. Подкорытов В.С., Шестопалова Л.Ф., Скрынник О.В., Козявкина Н.В. Качество жизни детей и подростков с психическими расстройствами. Проблема оценки.// Соцiальна педiатрiя. – Киев. 2001. Вып.1.-C. 421-424.
9. Рябов С.И., Петрова Н.Н., Васильева И.А. Качество жизни больных, находящихся на лечении гемодиализом. // Клиническая медицина..-1996.-N 8.-С. 29-31..
Авторы: Г.А.Зелезинская, П.Н.Коренько, М.А. Кравченок, А.И.Саллум
(Белорусский государственный медицинский университет )
Уважаемые стоматологи!
Портал stom.by предлагает всем заинтересованным опубликовать Ваши материалы на нашем сайте. Присылайте Ваши материалы на адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.